Житие языком кинематографа

На экранах кинотеатров России проходит показ художественного фильма о святителе Луке (Войно-Ясенецком) под прокатным названием «Излечить страх», в оригинале — «Лука. Святитель-хирург». Это, кажется, первая художественная картина в истории российского кино, повествующая о житии новомученика.

Основой для сценария стала небольшая книжка протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург: житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)». Фильм рассказывает о сознательных годах жизни святителя и немного затрагивает его детство. Повествование ведется от лица архиепископа Луки, Симферопольского и Крымского — слепого 84-летнего старца, с белой бородой и в белом одеянии, живущего свои последние дни под опекой послушника и племянницы.

В 1917 году Валентин Феликсович вел успешную хирургическую практику в Ташкенте, охваченном гражданской войной и интервенцией. Он занимает пост главного врача городской больницы, спасает сотни больных под пулями, но теряет супругу, болевшую туберкулезом, которая ради него нарушила обет безбрачия и родила четверых детей. Эта потеря послужила толчком — несмотря на неспокойное время, когда духовенство арестовывали и расстреливали, врач принял священнический сан, не оставив в то же время и работы у хирургического стола. Он оперирует только с молитвой и иконой в углу комнаты.

Святителю предстояло пережить пытки в застенках ОГПУ, где по фильму у него появляется антагонист — бывший священник, отказавшийся от сана из страха перед арестом. Сцены пыток на «конвейере», когда велись непрерывные допросы и побои с целью заставить отказаться от сана и лжесвидетельствовать, отражают стойкость святителя Луки, который до последнего не дает моральной слабины. Какими бы вопросы ни были — взять хотя бы сцену, в которой следователь ставит вопрос ребром, спрашивает: зачем же служить людям, ведь они Бога распяли, и снова распнут.

Затем Войно-Ясенецкого ссылают в Сибирь и в другие регионы страны, где Владыка несет служение и лечит людей. В истории одного новомученика — жизни многих тысяч, живших в одно время со святителем.

Фильм решает задачу — рассказать о жизни выдающегося человека, которую пытались сломать и государственная машина, и болезни, и общественное неприятие, но он выдержал все и победил. Бережно воссозданы исторические реалии, костюмы, интерьеры комнат и операционных. Чтобы точно передать церковный быт, создатели фильма консультировались со священниками.

Виталий Безруков, сыгравший святителя в старшем возрасте, изначально внешне похож на Луку. Сыграл он человека, на которого постоянно оказывается давление — сурового, сдержанного, углубленного в себя. А актриса Екатерина Гусева рассказывала в интервью, что пыталась воссоздать облик супруги Войно-Ясенецкого Анны Ланской по старым фотографиям и воспоминаниям детей.

По словам самих актеров, фильму было дано прокатное название «Излечить страх», чтобы привлечь аудиторию — церковное «Лука» могло отпугнуть молодого зрителя. Но чего бояться — в Красноярске фильм показывали днем, на него многие просто не успевали попасть… Зато продлили изначальные несколько дней показа. В других городах фильм шел за полночь.

Судьба у этой картины нелегкая — долго она не могла выйти на экраны в России. Фильм был готов в 2013 году, а до массового проката здесь он добрался только этой весной. Еще полтора года назад мы договорились об интервью с продюсером Олегом Сытником, но последовал военный конфликт в Киеве, и общению не суждено было состояться.

Картина не перегибает с мелодраматичностью, уж слишком серьезны и реалистичны испытания святителя, их тяжело замутить слезной дымкой. Образ святителя в глубокой старости получился немного нереалистичным — все еще в кинематографе остается вопрос, как передать на экране образ святого, не скатываясь до штампов или курьезности. Сцены пыток же для многих откроют правду о верующих — они прошли через боль, унижение, предательство, но от веры не отреклись. Создатели фильма рассказали именно о святом — да, показаны и человеческие страдания, когда Лука потерял супругу, но, например, отображать ошибки — простые, человеческие — авторы не стали.

После просмотра остается чувство, что укрепилась вера, вспоминаешь о пути, который выбирает верующий человек с Крещением. Сегодня, когда кажется, что святость просто недостижима, многие отдаляются от религии, от ощущения веры всеми клетками тела. Лука же — настолько сильный пример, что не то чтобы задумываешься, а просто начинаешь ощущать важность всего, что дает Православие, насколько оно дарит много — всепрощения, любви, бесстрашия, понимания.

Можно упрекать и общество, и прокатчиков, что картина не идет в прайм-тайм. Но, скорее, дело в умении картины заинтересовать массового зрителя. Так, это удалось фильму «Остров», в котором духовенство изображено «не без огрехов», но само это дает возможность прикоснуться к духовному, нет огульных протестов: дескать, чего показываете негативный образ церкви?

Возможно, дело в автобиографичности фильма, в том, что он просто рассказывает о жизни в стиле жития, иллюстрирует книжные страницы.

Своим впечатлением от фильма поделился Святейший Патриарх Кирилл. По его словам, создателям картины удалось показать образ святого, хотя это не так просто. «Это требует от режиссера и актеров не только высокого профессионализма, исключительного творческого дерзновения, но и способности умом и сердцем прикоснуться к этому удивительному духовному феномену, — говорится в приветствии Его Святейшества создателям фильма. — Размышляя о святости как явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке. Святой опознается не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах, в осуществлении профессионального долга, личной честности и порядочности, стойкости и уповании на Божию волю».

***

«Лука. Святитель-хирург» еще и потому актуален, что в 2011 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви обратился к кинематографистам, руководителям телеканалов с призывом создавать документальные и художественные фильмы, а также телевизионные передачи, посвященные подвигу новомучеников и исповедников, для сохранения их памяти. Кинематограф может помочь преодолеть барьеры непонимания между духовенством и народом, ведь для многих образ священника остается весьма расплывчатым. А если человека в рясе показывают на экране, наравне с другими героями, и образ его не карикатурный, не плоский, а глубокий, с характером и красотой, — значит, и в реальной жизни священники будут восприниматься совсем по-другому. Тем более, если речь идет о святителе Луке (Войно-Ясенецком), документальных фильмов о котором вышло много. Художественная картина сделала еще один шаг к раскрытию его личности.

Иван Петров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *