О святителе на Сибирской земле

В этом году 9 мая мы отмечаем юбилей, пожалуй, важнейшей даты в истории России в XX веке — 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Символично, что на День Победы выпадает день рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого, 1877–1961), который в те нелегкие годы, работая хирургом, спас в военных госпиталях тысячи жизней солдат и офицеров.

О святителе и великом враче читателям «Православного слова Сибири» рассказывает Семен Валериевич Кожевников. В Красноярске автором статьи были инициированы и организованы барельеф святителю на здании школы № 10 (1998 г.) и памятник свт. Луке напротив Архиерейского дома (2002 г.).

В статье — как общеизвестные, так и новые детали и факты из биографии святителя, относящиеся ко времени, когда он был в первой (1923–1926 гг.) и третьей (1940–1943 гг.) ссылках в Сибири, новые данные, полученные из дневника отца Николая Климовского, служившего с владыкой Лукой в 1943 году, из рассказа Валентины Николаевны Зиновьевой, работавшей с ним в 1941–1943 гг.

О святителе на Сибирской земле

«Я полюбил страдания, так удивительно очищающие душу…». Фраза, написанная святителем Лукой сыну Михаилу в одном из писем весной 1943 г. в ответ на предупреждения отцу быть поосторожнее с проповедями, вот уже почти двадцать лет является заголовком к изданиям автобиографии владыки Луки. Это выражение появилось, когда свт. Лука был в третьей Сибирской ссылке в Красноярске. Восточно-Сибирской ссылкой начались его страдания в 1923 г., Восточно-Сибирской закончились в 1943-м. О свт. Луке много написано за последние десятилетия. Но не все подробности отражены по сибирским (красноярским) местам его жизни.

Святитель Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий) на Сибирской земле жил и работал в Енисейске (1924 г.), Большой Мурте (1940–1941 гг.), Красноярске (1941–1943 гг.) и других населенных пунктах.

Енисейск

Трижды епископ Лука был в тюрьмах и ссылках. Первые его узы проходили на Енисее, в том числе в Енисейске, куда владыка прибыл по этапу в январе 1924 г. Еще в начале 2000-х гг. в городе стоял деревянный дом, в котором жил свт. Лука. Сохранился корпус енисейской больницы, где святитель собирал множество больных, нуждающихся в медицинской помощи: «Было так много желающих попасть ко мне, что в первые же дни оказалось необходимым вести запись больных. Эта запись, начатая в первых числах марта, скоро достигла дня Святой Троицы».

Важной особенностью пребывания владыки в Енисейске стало проповедование не только у себя в доме, в квартире, но и самовольное открытие местных храмов для проведения в них богослужений: «Однажды зашел Лука в Енисейске в церковь, где давно уже не было служб, так как арестовали священника. Епископ взял у старосты ключи, отпер церковь и назначил литургию».

Храмы города в то время были подчинены Живой Церкви (обновленчеству), единственной православной церковной организации, официально признаваемой в государстве в 1922–1926 гг. Благодаря настойчивым действиям владыки Луки, обновленческая ересь потеряла серьезное влияние в городе и ближайших к нему деревнях. Епископ Лука повсеместно совершал хиротонии во иереи. Многие пресвитеры возвращались в патриаршую Церковь. Деятельность по защите истинного Православия стоила святителю больших усилий. Он писал о своей первой ссылке, окончившейся в 1926 г.: «В 1923 году я получил сан епископа и вскоре был послан в тяжелую ссылку (в Приангарский и Туруханский края) за антиканоническое получение сана епископа. В ссылку я поехал вполне здоровым человеком, а из нее вернулся почти инвалидом (Ташкент, 1930 г.)».

Поселок Большая Мурта

Когда сюда в марте 1940 г. прибыл в третью ссылку святитель Лука, церквей в Мурте не было, последний храм взорвали в 1936-м. И владыка ходил молиться в лесок. На пеньке он ставил иконку, зажигал свечку и произносил молитву. Было это неподалеку от больницы поселка. Сохранился практически в неизменном виде хирургический корпус, где свт. Лука оперировал. В Большой Мурте он не переставал работать над «Очерками гнойной хирургии», впервые изданными в виде небольшой книги в 1934 г., и над которыми он продолжил трудиться после тюремного заключения 1937 г. Детальная работа над «Очерками» представляет одну из особенностей третьей ссылки В.Ф. Войно-Ясенецкого. Другой отличительной чертой третьей ссылки владыки было отсутствие у него архиерейского облачения: мирские дела от принятия сана до окончания жизни он выполнял в одежде соответствующей его священному сану — рясе, с крестом на груди, за исключением периода третьей ссылки — Большемуртинской. Облачение святитель получил только в конце марта 1943 г.

Пребывание свт. Луки в Большой Мурте осложнялось отсутствием многих необходимых инструментов и лекарств: «Валентин Феликсович мог рассчитывать только на свои знания и опыт. Что же он имел? Главное, он имел совершенные знания топографической анатомии и оперативной хирургии, умение, золотые руки, скальпель, хирургические ложки, долото, молоток и хлороформ с настойкой йода. Вот весь его арсенал средств».

Спасением для хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого и больных пациентов был случайно обнаруженный источник в нескольких километрах от Мурты, который ныне освящен и назван именем святого Луки. С этого источника владыка просил привозить в больницу воду, которую он использовал для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и для приготовления лекарств. За водой, обладающей удивительными свойствами и не замерзающей четыре месяца в году, до сих пор едут люди.

Город Красноярск

Здесь святитель Лука (Войно-Ясенецкий) продолжил третью ссылку, прибыв из Большой Мурты в сентябре 1941 г. и задержавшись на два года (до начала 1944 г.). До этого в Красноярске владыка был лишь во время краткосрочного заезда из первой ссылки зимой с 1925 на 1926 г.

Пребывание свт. Луки в Красноярске началось с назначения его осенью 1941 года главным хирургом-консультантом эвакогоспиталя № 15/15: «Город готовился к приему раненых. Самым крупным эвакогоспиталем стал 15/15, который расположился в зданиях трех школ (7, 10, 11) и во Дворце труда». Владыка Лука работал и жил в нынешней школе № 10, в маленькой комнате площадью до 10-ти квадратных метров, в которой стояли кресло, кровать, письменный столик и стул. В рабочем кабинете госпиталя открыто висели образа: «Рассказывали, что одна стена его комнаты, находившейся на втором этаже госпитального корпуса, блестела от окладов икон, преподнесенных Владыке верующими». 27 декабря 1942 года свт. Лука был назначен архиепископом Красноярским и Енисейским.

Его непосредственной последовательницей и ученицей была хирург В.Н. Зиновьева, работавшая во время войны заместителем председателя военной врачебной комиссии местного эвакопункта (МЭП)–49. С ней во многом связана жизнь святителя Луки в Красноярске в 1941–1943 гг. Они познакомились, когда ему было за шестьдесят, а ей — за тридцать. У него она научилась настоящей, «человеческой хирургии». Потом многие послевоенные годы Валентина Николаевна работала в мединституте города. И когда она защитила кандидатскую диссертацию, с этим ее из Симферополя поздравил владыка Лука в письме от 4 апреля 1953 г.: «Поздравляю Вас со званием кандидата медицинских наук».

Она рассказывала мне о свт. Луке в 1997-м. Например, интересно говорила о противоречивости личности святителя. Рассказывала, что у него в комнате на столике стоял портрет Ленина, а на стене висела икона. И при ее вопросе о несовместимости такого соседства, владыка отвечал ей, что идеи христианства и марксизма-ленинизма очень сходные между собой, потому что хотят добра народу.

В.Н. Зиновьева рассказывала и о весьма напряженной работе главного хирурга. Об этом же свидетельствует бывшая тогда начальником медицинской службы госпиталя № 15/15 Надежда Алексеевна Бранчевская: «Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий работал и оперировал только в госпитале 15/15, в корпусе школы 10. Куда ему с железнодорожного вокзала, других корпусов этого и других госпиталей Красноярска доставляли самых тяжелых больных».

По словам доктора Зиновьевой, владыка никогда никому не отказывал, в том числе успевал консультировать хирургов за пределами Красноярского края. Тогда же с осени 1941 года владыка регулярно читал лекции по повышению квалификации: «штабом был издан приказ для начальников всех госпиталей г. Красноярска: направить в 10-ую школу своих хирургов для повышения квалификации».

В Красноярске была закончена переработка «Очерков гнойной хирургии», объем которых увеличился более чем в полтора раза. Книга была завершена в 1943-м, но издать ее удалось только в 1946 г. Сохранилось письмо, в котором свт. Лука 28 апреля 1946 г. из Тамбова сообщает В.Н. Зиновьевой об издании «Очерков» (за которые он получил Сталинскую премию 1-ой степени): «Книга моя выйдет через три месяца тиражом не 500, а 2500. В ней все найдете. Какой у вас профессор в госпитальной клинике? Довольны ли Вы им?».

Этот авторский отзыв неудивителен, так как в «Очерках» приводится большое количество операционных случаев, возникавших при работе святителя-хирурга в больницах и госпиталях Красноярского края. В том же письме он информирует Валентину Николаевну об окончании своей медицинской карьеры, поскольку у него стало плохо с сердцем и на его единственном зрячем глазу образовывалась катаракта и предстояла слепота. Хотя еще осенью 1943 года фамилия Войно-Ясенецкого значилась первой в списке лучших хирургов Красноярского края. Сказались годы незаслуженных страданий…

В.Н. Зиновьева рассказала о том, что свт. Лука ездил в церковь в Николаевку, которая тогда была предместьем Красноярска. Я встретился с внучкой священника отца  Николая Климовского, с которым владыка служил в Николаевском храме. Светлана Алексеевна Яковлева предоставила мне возможность познакомиться с дневником деда. Вопреки официальным биографиям владыки Луки, где сообщается об открытии единственной Николаевской церкви в начале марта 1943 года (например, в книге протодиакона Василия Марущака написано: «в начале марта 1943 года после усиленных хлопот святитель добился открытия маленькой кладбищенской церкви в слободе Николаевка, предместье Краснорска»), отец Николай указывает другую дату: 28 февраля 1943-го, когда была совершена первая Божественная литургия, которую отслужил архиепископ Лука и поздравил верующих с возобновлением богослужений. По свидетельству отца Николая, именно владыка добился открытия церкви. Святитель неоднократно приходил к отцу Николаю и другим священникам с предложениями по ускорению процесса открытия храма. В то время это была маленькая церковь, вмещающая не более тридцати человек. Как отмечает отец Николай, в храме владыка Лука после одной из служб в апреле 1943 г. убедил верующих сделать пожертвования в пользу советских людей, пострадавших от оккупации немцев.

Летом 1943 г. свт. Лука получил разрешение выехать в Москву и там участвовал в Поместном Соборе. О. Николай пишет в дневнике, что с разрешения правительства в столице состоялся собор епископов, на котором был избран патриархом митрополит Сергий и организован Священный Синод при нем. Архиепископа Луку избрали постоянным членом Синода. Но вскоре святитель отказался участвовать в работе Синода, поскольку дорога в Москву занимала много времени, что сильно отрывало владыку от хирургической деятельности.

В октябре 1943-го отец Николай сообщает, что, по слухам, архиепископ Лука переводится в город Нижний Новгород (Горький), но владыку перевели в самом начале 1944 г. в Тамбов. О возможном переводе свт. Луки в Горький ничего не сказано в его биографиях. В конце 1943 г. закончилась последняя третья ссылка святителя.

Отец Николай в дневнике делает запись об отсутствии главы церкви после отъезда архиерея, что может, по его мнению, привести к разделению церковной общины и закрытию храма.

Из Тамбова в мае 1946 года свт. Лука пишет в Красноярск В.Н. Зиновьевой интересные строки: «Перевод мой в Крым отменен — остаюсь в Тамбове». Об отмене перевода не упоминается в его биографиях. Но в мае 1946 года владыка переехал в Симферополь по решению патриарха, о чем пишет Валентине Николаевне. Сохранились строчки святителя, написанные ей в Красноярск: «переезд был нисколько не труден. Вещи мои (сундук и 5 ящиков книг)». В этом же письме он сообщает: «в Москве закончен мой бронзовый бюст для галереи крупнейших хирургов».

Переписка с В.Н. Зиновьевой продолжалась до тех пор, пока свт. Лука почти не ослеп. В 1951 году он пишет ей: «я написал небольшую книгу „О духе, душе и теле”, которая имела бы огромное значение в деле религиозного просвещения отпавших от веры, или никогда не знавших ее, если бы она могла быть напечатана». Впервые книгу святителя издали только в 1992 году. В письме он сообщает, что написал уже шесть томов проповедей и отлучен от хирургии за свой архиерейский сан. В конце текста письма начертаны два слова: «Письмо диктую»

4 ноября 1953 года свт. Лука диктует последнее письмо В.Н. Зиновьевой в Красноярск: «Доктору Зиновьевой (к сожалению, не помню Вашего имени и отчества)», хотя в предыдущих письмах владыка всегда обращался к ней: «Валентина Николаевна»…

Подводя итог, можно отметить, что святитель Лука не забывал о своих близких по духу и по профессии людях, спустя много лет после переездов по стране писал и диктовал им свои письма. Его переписке не мешало состояние здоровья, подорванное в ссылках, из которых две он провел в Сибири (Красноярском крае). Владыка Лука много потрудился в регионе по духовному и физическому спасению людей. Поэтому здесь его особенно почитают и прославляют. В 1999 году (за год до общецерковного прославления) свт. Лука был канонизирован в лике местночтимых Сибирских Святых, в Красноярской земле просиявшего. И было многое сделано для почитании его памяти, в том числе в указанных населенных пунктах.

В статье использованы материалы из автобиографии архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание…» (2009), из фондов Красноярского краевого краеведческого музея (письма В.Ф. Войно-Ясенецкого к В.Н. Зиновьевой), из книг В.А. Лисичкина («Лука, врач возлюбленный» (2009) и «Военный путь святителя Луки» (2011)), протодиакона В. Марущака «Святитель-хирург: житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)» (2006), М.А. Поповского «Жизнь и житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа и хирурга» (2014), протоиерея Геннадия Фаста «Енисейск православный» (1994), из статей С. Варшавского и И. Змойро в журнале «Звезда Востока» (1989), А.К. Галкина в «Вестнике церковной истории» (2008) и Т.П. Сизых в журнале «Сибирское медицинское обозрение» (2007).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *